О серийном производстве планеров

Часто спрашивают, почему у вас производство ориентировано только на планер модели АС4-115? Отвечаю.

Как известно, производство любой авиационной техники в нашей стране лицензировано. В 2011 году я отправился в соответствующее министерство подать заявку на получение лицензии для производства планеров.

Там состоялся следующий диалог:

- С какими вопросами вы к нам пришли?
- Мы хотели бы получить лицензию на производство спортивных планеров.
- Это невозможно.
- Почему?!
- В нашей стране нет утвержденных норм летной годности планеров.
- Ну и что?
- По закону серийное производство авиационной техники без сертификата типа запрещено. Сертификат типа - это сертификат соответствия этим нормам.
- Иными словами, производство планеров в нашей стране запрещено?
- Выходит, что так. Но это временное обстоятельство.
- А когда можно ожидать утверждение норм?
- Это нам неизвестно.
- Но, может быть в такой ситуации можно получить специальную лицензию на производство малой ограниченной серии, скажем в 50 экземпляров?
- Нет, это невозможно.
- Даже с учетом того, что в недавнем прошлом мы произвели около100 планеров, большинство которых было отправлено в США, и все получили сертификаты летной годности своей Федеральной авиационной службы?
- Даже с учетом этого обстоятельства.
- А еще. В свое время мы интересовались, почему так просто, без какой либо технической документации с нашей стороны Федеральная авиационная служба США выдала индивидуальные сертификаты летной годности. Получили ответ: эта служба обработала всю накопленную за многие годы информацию о летных происшествиях с планерами и обнаружила, что наличие сертификата типа никак не влияет на число происшествий, только человеческий фактор.
- Это, конечно, интересно, но дела не меняет.
- А как же быть?
- Мы можем выдать вам лицензию на производство легких самолетов.
- И мы сможем приступить к серийному производству планеров?
- Нет-нет, только по 1-3 штуки.

Итак, в настоящий момент серийно мы можем выпускать только модель АС4-115, подпадающую под приказ Минтранса № 287 как сверхлегкое гражданское воздушное судно авиации общего назначения, не подлежащее какой-либо сертификации. Остается очень ограниченная возможность производить единичные экземпляры других моделей. Естественно такое производство рентабельным быть не может.

Что касается норм летной годности и правил сертификации для «малой авиации», то они есть в ряде стран СНГ, и мы не потеряли надежду.

Если вы интересуетесь состоянием дел в этой области, сможете поделиться своими знаниями или нашли неточности в этой статье, пишите.


Федеральный закон N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 12, п. 7)

АП-ОЛС и АП-35

"Воздушный кодекс Российской Федерации" N 60-ФЗ (ст. 9, п.3)

Постановление правительства РФ N 240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники»

АП-23 "Нормы летной годности гражданских легких самолетов"

АП "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения"